Пятница, 10.05.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Скорая методическая помощь

Меню сайта

Профессиональные блоги

Главная » 2011 » Декабрь » 13 » История зарубежной литературы
14:15
История зарубежной литературы

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

Вступление 
Научные и художественные ценности, накопленные человечеством за 2000 лет, огромны. Культура Древней Греции – создание ее мыслителей, поэтов, ваятелей и зодчих – необходимая часть великого наследия, на которое опираемся мы, строители нового общества. Немало дали нам и Средневековье и Возрождение, эпохи великих географических открытий, времена трансформации и расцвета искусства с чередой удивительных жанров и имен – Леонардо, Данте, Шекспир… 
Литература испокон веку играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Главенствующее место в своей истории, разумеется, занимает литература Европы: в древние времена – литература Греции и Рима, во все последующие – Германии, Англии и Франции. 
Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось констатировать цикличность истории. 
Целью данной лекции является желание проследить историю развития зарубежной литературы на наиболее значительных ее рубежах путем рассмотрения важнейших литературных имен. В процессе исследования мировой литературы понять, как все же велико ее значение. 
1. Античная литература 
Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». 
Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. 
Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества». 
Основные направления: мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература, исполненная героики и реализма. Главный объект изображения: человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами - они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут… Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. 
! Студентам предлагается вспомнить мифы о Прометее и о 12 подвигах Геракла. 
ПОДСКАЗКА: 
Сказание о Прометее 
Было время, когда на земле не существовало человека и только одни животные населяли ее. Mope было полно рыб, радостное щебетание птиц каждый раз наполняло воздух перед появлением утренней зари, рычание и рев различных животных только по ночам переставали оглашать лесные чащи. И не доставало только одного человека. 
И вот титан Прометей, потомок древнего рода богов, низвергнутых некогда Зевсом с Олимпа, спустился однажды на дикую, покрытую буйной зеленью, землю. Он знал, что в земной почве погребены семена неба, и захотел оживить их. Взявши кусок сырой глины, он создал из нее форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот, пока еще безжизненный, кусок глины, он взял у животных их злые и добрые чувства и вложил их в грудь своего творения. Афина Паллада, богиня мудрости, вдохнула в него душу. 
Так произошли первые люди. Долгое время они были жалки и слабы, как маленькие дети; они не умели двигать своими членами, божественная искра, вложенная в них, тухла, не освещая ничего в темноте, окружавшей их. Они открывали глаза, но не могли ничего разглядеть, звуки достигали их уха, но ничего не говорили им, и так жили они, бесцельно бродя по земле, как погруженные в глубокий сон. Ремесла и искусства были неизвестны им: они не умели обтесать палку или камень, не умели построить хотя бы самую плохонькую хижину, не умели обжечь черепицу или слепить горшок. Для них не существовало ни весны, ни зимы, ибо не умели они отличить одну от другой, и не было никакого порядка и смысла в том, что они делали. Как муравьи, бегали они, слабые и жалкие, по земле, постоянно сталкиваясь друг с другом. 
Но Прометей любил их горячей любовью творца к своему созданию и ни на минуту не оставлял без помощи. Он постепенно научил их строить жилища, впрягать в ярмо животных, переплывать на лодках моря и реки. Он научил их также искусству считать и наблюдать за движением небесных светил. Никто из людей не знал, какая пища полезна и какая вредна; он научил их отличать полезное от вредного и вместе с тем показал им несколько целебных трав, из которых можно было делать лекарство. Он открыл им свойства золота, железа и серебра, и научил находить их. Словом, он ухаживал за ними, как за детьми, и постепенно учил их всему. 
На небе царствовал в то время со своими детьми Зевс, незадолго до этого свергнувший своего отца Кроноса и старый род богов, к которому принадлежал Прометей. Молодые боги с удивлением и любопытством смотрели на вновь появившихся обитателей земли. Заинтересованные, они стали покровительствовать им, но за это потребовали, чтобы те воздавали им почести и поклонялись им. Желая точно определить права и обязанности людей, боги собрались на совет, на котором должны были присутствовать и смертные. 
Туда явился и Прометей, боявшийся, что боги возложат слишком много тяжелого труда на слабый человеческий род и слишком мало радостей дадут ему. И весь свой ум, всю свою хитрость употребил титан на то, чтобы перехитрить богов и оградить людей от чрезмерных посягательств с их стороны. 
На совет был приведен бык, чтобы боги выбрали те части его, которые человек должен был приносить им в жертву. Прометен заколол быка, и, разделив его на части, сложил их в две кучи. Одна куча, меньшая, заключала в себе мясо и вкусные съедобные внутренности; сверху же она была прикрыта кожей и никуда негодными частями быка. В другую кучу, большую по размерам, Прометей сложил кости, но снаружи красиво покрыл их слоем жира. Всевидящий Зевс проник в обман и со смехом сказал титану: 
- Однако ты очень неровно разделил быка! 
- Всемогущий Зевс! - с хитрой улыбкой возразил Прометей, - выбирай ту часть, которая наиболее угодна твоему сердцу! 
Зевс был разгневан его хитростью, но умышленно выбрал большую кучу. Сдернувши слой жира, покрывавший ее. и найдя под ним кости, он грозно взглянул на титана и с гневом произнес, обращаясь к нему: 
- Однако, сын Япета, теперь я хорошо вижу, что большой ты искусник обманывать и хитрить! 
И месть громовержца не замедлила обрушиться на головы людей, ради которых старался титан. Он отказал им в том даре, который теперь более всего был необходим им. Он не дал им огня. Тогда на помощь вновь явился Прометей. Гнев Зевса не испугал его, и он, полный любви к людям, решился еще раз стать на защиту их против богов. Тайно похитил он с небес искру священного огня и в тростнике принес ее людям. И вот на земле запылал первый кусок дерева, и яркое согревающее пламя взвилось к небу. 
Яростный гнев охватил Зевса, когда увидел он подымающийся с земли столб дыма, и страшную кару придумал он для людей и их защитника-титана. 
Искусный Гефест по его приказанию выковал для него статую прекрасной девушки. Афина покрыла ее блестящим покрывалом и вдохнула в ее грудь дыхание жизни. Афродита наделила ее божественной красотой, а Гермес дал ей дар слова. Ей дали имя Пандора, что значит «всем одаренная», и Зевс послал ее на землю. При этом он вручил ей золотой ящик, в котором были заключены все несчастия и болезни, терзавшие когда-либо людей. 
Пандора спустилась на землю и, бесцельно бродя по ней, скоро достигла жилища юного Эпиметея, брата Прометея. Титан, боясь мести богов, запретил ему принимать от них какие-либо дары; но, когда юная прекрасная Пандора появилась со своим золотым ящиком на пороге его хижины, он забыл все наставления брата и радостно встретил ее. 
По просьбе Эпиметея Пандора раскрыла принесенный ящик, и сонм заключенных там несчастий мгновенно распространился по всей земле. На самом дне сосуда была заключена надежда, согревающая в минуты скорби сердца людей, но Пандора, по знаку громовержца, захлопнула крышку, не дав ей вылететь. 
И всякие бедствия быстро наполнили землю. Болезни стали днем и ночью носиться среди людей, поражая и мучая их. И никто не слыхал их приближения, ибо Зевс не дал им голоса, и они беззвучно скользили по земле. Жестокие, изнуряющие тело лихорадки появились повсюду, и холодное дыхание смерти, медленно облетающей землю, стало уносить тысячи жертв... 
С глубокой горечью и болью глядел па эти бедствия сын титана, и его гордое непокорное сердце измышляло новые планы мести богам. 
Но Зевс не забыл его, и скоро гнев громовержца обрушился и на Прометея. Он передал упрямца богу огня Гефесту; по приказанию Зевса, Гефест крепкими цепями приковал титана к кавказской скале, и, кроме того, пригвоздил к ней алмазным клином, вбив его в грудь Прометею. С неохотой и против воли выполнял Гефест поручение Зевса, но не смел он ослушаться всемогущего бога. 
В гордом молчании выносил Прометей ужасную мучительную боль, и только, когда удалился Гефест, громкие стоны огласили воздух... Его мать, Фемида, пришла к страдальцу и, утешая его, советовала смириться перед всемогущим Зевсом. Она предрекала новые казни, которые готовил громовержец, но титан с гордостью отверг ее предложение. 
- Должна свершиться воля Судьбы, - говорил он, - и муж, познавший силу необходимости, не будет бежать ее! 
А Зевс уже насылал на него новую казнь. Могучий орел громовержца спускался к страдальцу и, разрывая когтями его тело, начал клевать его печень. 
Громкие стоны титана пронеслись над землей, заставляя содрогаться всех, кто их слышал. Сделав свое кровавое дело, птица улетала, но только для того, чтобы вернуться вновь. Растерзанная печень быстро вырастала вновь, и на третий день орел снова спускался с небес и снова терзал зажившее тело. 
И так пронеслись тысячелетия... Каждый третий день над мрачной скалой Кавказа появлялась гигантская тень хищной птицы. Как камень, бросалась она вниз на свою жертву, и громкие стоны возвещали миру о страшных мучениях борца за человеческое счастье. К вечеру птица улетала прочь. 
Бури и грозы проносились над скалой, и мощные удары грома, отражаясь в горных ущельях, пели гимн в честь гордой несокрушимой силы великого страдальца и в честь великой любви его к человечеству... 
Но вот поток идущих времен принес с собой и освобождение. К скале титана пришел величайший герой древности, Геракл. Своей, незнающей промаха, стрелой он убил ужасную птицу в ту минуту, когда она спустилась к скале: ударами палицы он разбил оковы, и они со звоном пали к ногам страдальца. Одно звено цепи с куском скалы осталось на руке Прометея, и он никогда не сможет освободиться от него. Ибо должна сбыться непреклонная воля Зевса, решившего, что Прометей будет вечно связан неразрывной цепью 
со скалой Кавказа. 
И люди в память этого до наших дней носят на руках кольца с камнями. 

12 подвигов Геракла: 
1. Немейский лев. 
2. Лернейская гидра. 
3. Керинейская лань. 
4. Эриманфский вепрь. 
5. Стимфальские птицы. 
6. Авгиевы конюшни. 
7. Критский бык. 
8. Кони Диомеда. 
9. Пояс Ипполиты. 
10. Стадо Гериона . 
11. Яблоки Гесперид. 
12. Укрощение Кербера (Цербера) 

Боги обитают на заснеженной горе Олимп. 
! Назовите имена греческих или римских богов. 

ПОДСКАЗКА: Таблица соответствия греческих и римских богов. 

Греция Функция Рим 
Аид бог царства мертвых Плутон 
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Аполлон 
Арес бог войны Марс 
Артемида богиня охоты Диана 
Асклепий бог врачевания Эскулап 
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва 
Афродита богиня любви и красоты Венера 
Геба богиня юности Ювента 
Гера царица богов Юнона 
Геракл герой, совершивший знаменитые 12 подвигов Геркулес 
Гермес бог торговли и ловкости Меркурий 
Гестия богиня домашнего очага Веста 
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан 
Гея богиня земли Теллус 
Деметра богиня полей и плодородия Церера 
Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер 
Зевс верховный бог Юпитер 
Кронос бог времени Сатурн 
Мойры богини человеческой судьбы Парки 
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены 
Ника (Нике) богиня победы Виктория 

Посейдон бог морей и землетрясений Нептун 
Селена богиня луны Диана 
Эринии богини мщения Фурии 
Эрот (Эрос) бог любви Амур, Купидон 

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное, как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен, исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея и «Илиада», входящие в Троянский мифологический цикл, которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах жизнь людей древних времен.. 
Внимания заслуживает также творчество Эсхила, уроженца Афин, участника Греко-персидских войн - это время греческого театра. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила "Персы", «Скованный Прометей», большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". Знаменитым автором комедий в середине 5 в до н. э. был афинянин Аристофан (пьеса "Птицы"). 
Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние. 
Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. 
Основные особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни. 
Сохранившиеся произведения античной литературы: 
1) Гомер «Илиада», «Одиссея»; 
2) Трагедии Эсхила, Софокла, Аристофана (частично). 

2. Литература Средневековья 

В истории литературы Западной Европы различают средневековую эпоху (5-15 вв.) – это время зарождения, развития и расцвета феодального строя и его культуры. 
Самым значительным и ценным наследием средневековой литературы составляет эпос – поэмы о героях-воинах, созданные народом и выражавшие его идеалы. 
1. Французская поэма «Песнь о Роланде» (1170), отражающая религиозную идеологию и политическое перипетии, наполнявшие феодальное общество. 
2. Патриотический пафос звучит и в испанском эпосе, содержание которого связано главным образом с борьбой испанского народа за освобождение своей страны от захвативших ее арабов. Так, большая поэма 12 в. «Песнь о Сиде» воспевает подвиги легендарного героя этой войны, Руй Диаса, которого побежденные им арабы прозвали Сидом, т.е.господином. 
3. Яркая картина нравов начала второго тысячелетия с кровавыми распрями из-за любви, богатства и воинского соперничества изображена в немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах», рукопись которого относится примерно к 1200 г. 
4. . В Англии примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин-Гуду – любимому герою английского народа. 
Однако в литературу проникали и темы из народной поэзии – пример тому поэтический роман о Тристане и Изольде. 
В конце 13-начале 14 вв. в Италии выступает великий поэт – Данте Алигьери, ставшего известным благодаря величайшему произведению «Божественная комедия», изображающую переход в загробном мире сквозь круги ада. Произведение Данте называют истинной Илиадой средних веков. 
«Божественная комедия» (итал. Commedia, позже Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг. 
Структура: 
«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть - «Ад», вторая - «Чистилище» и третья - «Рай». Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нем не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства). 
Сюжет: 
Согласно католической традиции загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных. 
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все его детали. В вводной песне Данте рассказывает, как он заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта. 


Ад 
Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое жалкими душами, не творившими при жизни ни добра, ни зла, они вступают в первый круг ада. И так Данте со своим спутником проходят все 9 кругов ада. 
1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. 
2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи). 
3-й круг. Чревоугодники, обжоры и гурманы. 
4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам). 
5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые. 
6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители. 
7-й круг. 
1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники). 
2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). 
3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники). 
8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Сводники и обольстители. Льстецы.Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи. Взяточники. Лицемеры. Воры. Лукавые советчики. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие). Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики. 
9-й круг. Обманувшие доверившихся: Предатели родных(Каин),Предатели родины и единомышленников, Предатели друзей, предателей величества земного и небесного. 

Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину Люцифер терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия). 

Чистилище. 
Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь – это символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа. 
Рай 
Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам. За ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Данте видит и Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем. 

3. Литература XVII века 

В западноевропейский литературе 17 века наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей; крупнейшие из них примыкали к направлению, называемому «классицизм». 
Пьер Корнель 
!!! Классицизм – направление и стиль в искусстве XVII – начала XIX вв., утверждавшее принцип рационализма в творчестве, идеал гармонии и меры, строгое соблюдение нормативности, подражание образцам античной литературы, веру в человеческий разум. 
Великие драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен не были певцами абсолютизма. В гениальных трагедиях Корнеля и Расина рационализм – это торжество мысли, высокий нравственный пафос - в их творчестве классицизм отразил свое развитие, проходившее в два этапа. Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид», трагикомедия. Под впечатлением критики «Сида», Корнель пишет несколько последовательных пьес. Пьеса «Гораций» превыше всего ставит патриотическую доблесть. 
Жан Расин 
Творчество Расина относится к другому. В трагедии «Андромаха» автор с большим психологическим актерством, тонко и душевно писатель раскрывает борьбу страстей, противоречия изуродованной любви в обстановке придворных интриг в ряде образов трагедии «Федра». В трагедии «Анталия» (или «Гофолия») Расин выступает с резким осуждением деспотизма, предвосхищая позднейшие тираноборческие идеи просветителей 18 в. 
Жан Батист Мольер 
Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, смелее других был Мольер (Жан-Батист Поклен), создатель французской комедии, один из основоположников французского театра. Им созданы в середине 60-х три величайшие комедии «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп». В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер дал саамы сатирический образ богатого буржуа Журдена, преклоняющегося перед дворянством, мечтающего проникнуть в аристократическую среду. Мольер проявил себя мастером комедийной интриги, предоставив богатые возможности для создания живописного спектакля. 

4. Литература Просвещения
 
Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют философов и писателей 18 века, выступавших со смелой критикой политических порядков. В Англии еще в в произошла революция, навстречу революции 1789-94 гг. стремилась и Франция. В других странах ощущалась не меньшая необходимость общественных перемен. Выдающимся достижением XVIII века является формирование просветительского реализма, где новаторским стал роман. Особенно велика роль английских писателей Дефо («Робинзон Крузо»), Ричардсона, Фильдинга, Смоллетта. 
Наряду с романом складывается и новый реалистический жанр в драматургии – мещанская драма, изображающий события в среде третьего сословия. В мещанской драме можно отметить черты сентиментализма – художественного направления второй половины XVIII века. При этом грани между сентиментализмом и реализмом не всегда отчетливы. 
Джонатан Свифт 
Раньше, чем в других странах, просвещение развивается в Англии, здесь выступает Дж. Свифт («Путешествия Гулливера») – выдающийся сатирик мировой литературы. Во Франции значительна деятельность Вольтера. В Германии литература Просвещения только делает первые шаги. Дени Дидро 
К середине века просветительское движение в странах Западной Европы приобретает огромный размах. Исторической датой становится 1751 год, когда во Франции выходит первый том «Энциклопедии». Издание было поистине подвигом, которому выдающийся мыслитель и писатель Дени Дидро отдал 20 лет жизни. Таким образом, просветительское движение перестало быть делом одиночек – создается единый фронт Г.Э.Лессинг приверженцев прогресса. Дидро во Франции, Лессинг в Германии вступают с критикой классицизма, к прежним направления добавляется новое – сентиментализм, зачинателем которого является английский писатель Лоренц Стерн. Сентиментализмы в отличие от просветителей объявляют главным критерием не разум, а чувство. 

!!! Сентиментализм - течение в европейском искусстве конца XIII в. – начала XIX в., утверждавшее в качестве эстетического и нравственного идеала чувствительность. 
Жан-Жак Руссо создает свои знаменитее произведения «Исповедь», «Общественный договор», «Новая Элоиза», Пьер Огюстен Бомарше (Карон) прославляется «Севильским цирюльником», «Женитьбой Фигаро» , в которых исповедует принцип социальной остроты в сочетании с комедийностью – «забавлять поучая». Роберт Бернс, английский поэт, в доступных любому человеку образах выражает глубокие чувства, исполненные философского смысла. 
Особое место занимают в литературе этого времени Фридрих Шиллер («Коварство и любовь», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева») и Иоганн Вольфганг Гете, раскрывающие идеи долга и нравственного совершенства в свете новых исторических перемен. 
Эпоха просвещения завершается французской революцией (1789-1794 гг.), повлиявшей на расцвет жанрами песен и баллад. В последние годы XIII в. в странах Западной Европы формируется романтизм – взволнованный, полный противоречий отклик на всю идеологию просвещения. 

5. Литература Нового времени 
Основное направление – романтизм. 
!!! Романтизм – направление и метод в искусстве XIII – первой половины XIX вв., которое запечатлело неприятие писателями-романтиками действительности и уход их в фантастический мир, созданный в воображении сочинителя. 
У романтиков существовали разные философские убеждения и политические вкусы – страстно любя и страстно ненавидя, они создавали разные образы, выразительно контрастировавшие с миром – это могла быть легендарная фигура (Каин у Байрона, Прометей у Шелли, Гражина у Мицкевича, Гайавата Лонгфелло), или одинокий страдалец, бросающий вызов обществу (герой восточных Ом Байрона), или художник-энтузиаст, отстаивающий свое высокое призвание (у Гофмана). 

Выдающимися для своего времени учеными были немецкие сказочники Братья Якоб и Вильгельм Гримм (Детские и семейные сказки» - «Золотой гусь», «Кот в сапогах»), которым принадлежали труды по истории немецкого языка, труды о культуре и преданиях древних германцев. 

Джордж Гордон Байрон, английский поэт- романтик; член палаты лордов, в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), драматических поэмах - мистериях «Манфред и Каин», цикле стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» выражает острое ощущение катастрофичности жизни, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – космического пессимизма). 

Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает сатирическую окраску (поэма «Бронзовый век»). Так же сочетал причудливую фантазию, тонкую иронию сочетает с критическим восприятием реальности немецкий писатель-романтик, композитор, художник - Теодор Амадей Гофман («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», « Крошка Цахес», «Повелитель блох»). 

Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской истории в ее переломные моменты - «Песни шотландской границы», «Песнь последнего менестреля», «Дева озера Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард». 

Еще один английский писатель Чарльз Диккенс сознательно отказывается от изображения социального зла в воссоздании человеческой жизни. Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» посвящены обитателям различных слоев лондонского общества, в сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (с наивным и трогательным эксцентричным героем) идиллическая картина английского общества обусловлена верой в доброе начало человека. Состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби». 

Виктор Гюго, французский писатель-романтик создал в 1827 году предисловие к драме Кромвель, ставший манифестом французских романтиков. Пьесы «Эрнани», «Марион Делорм», «Рюи Блаз» являются у Гюго воплощением бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антицерковные тенденции. После государственного переворота великий писатель выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» и сборник сатирических стихов «Возмездия», романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. 

Джеймс Фенимор Купер, американский писатель, сочетал элементы просветительства и романтизма. Его исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт», «Лоцман»), социально-политическая сатира (« Моникины») и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ»), в которых полная опасностей борьба за жизнь, живописность изображения пейзажей, тревога за судьбу страны принесли писателю мировую славу. 

Весьма заметный вклад в мировую литературу внесла Дания в лице Ганса Христиана Андерсона, сказочника и философа. Мировую славу принесли ему произведения в древнейшем литературном жанре - сказках, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре («Огниво»), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева»), сказки осуждают общественное неравенство 

Новое время – это период сложных процессов в социальной жизни Европы и неоднозначный отрезок времени в истории всего мира, увлеченного революциями, переворотами и реформами. А потому ХХ век не только в литературе, но и во всех жанрах искусства и социальных формированиях явился совершенно новой, передовой и более жесткой эпохой. 

6. Литература 20 века 
Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой начала XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси, создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн, написавший философские романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль, сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс, давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан, отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др. 
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма. 
!!!Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. 
Прежде всего, проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар и Л. Арагон были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), Ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. 
Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков 20 века. В романах «Процесс», «Замок» и рассказах он показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. 
Среди литераторов, сыгравших роль в истории литературы прошлого века можно выделить несколько выдающихся имен. А именно: Эмиля Золя, Марка Твена, Джека Лондона, Ромена Роллана, Томаса Манна и других. Основное произведение французского писателя Эмиля Золя - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» - история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа», Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя - сторонник принципов натурализма («Экспериментальный роман»). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет «Я обвиняю»). 

В романах французского писателя, лауреата Нобелевской премии Анатоля Франса («Преступление Сильвестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра») выражена скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» - сатирическом обозрении Франции кон. XIX в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» и «Восстание ангелов» - антирелигиозная и политическая сатира. 

Джек Лондон - один из крупнейших писателей американских писателей 20 века, книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой Неоромантические повести («Зов предков») и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», «Дети мороза», «Любовь к жизни»), о жизни на море (роман «Морской волк») сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. В романе-утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма. 

Среди художников ХХ века выделается Антуан де Сент-Экзюпери, как наиболее непосредственный и безыскусственный, и в первую очередь философской сказкой «Маленький принц» - наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький принц олицетворяет в сказке все те человеческие качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. 

Внешняя простота, строгость, сдержанность, содержательный подтекст отличает прозу американского писателя Эрнеста Хемингуэя, отразившего умонастроения потерянного поколения («Фиеста», «Прощай, оружие!») и обогатившего жанр новеллы (сборник «В наше время»). 

Томас Манн, немецкий писатель, брат Генриха Манна. В семейной хронике буржуазной семьи романе «Будденброки», философском романе «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья», многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека ХХ в., отразил нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем). 
В общем и целом литература ХХ века стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса, и ныне продолжает открывать новых выдающихся авторов. 

Заключение 
Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня все чаще выступают телеведущие и музыкальные звезды, в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности. 
Тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, положенные на стихи Бернса и отличать изречения Бальзака от изречений Ромена Роллана, литературе ничего не угрожает. 

Список использованной литературы. 

1. Анохина М. В. История зарубежной литературы. – Екатеринбург, 2005 http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/58680549.html 
2. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий ст. классов ср. школы. Изд. 2-е., испр. – М.: Просвещение, 1975. – 320 с., ил. 
3. Бахтин М. Время и пространство в литературе//Вопросы литературы. - М., 1974. - №3. 
4. http://ru.wikipedia.org

Категория: Декет В.В. | Просмотров: 477 | Добавил: VeraNika
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031