Пятница, 10.05.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Скорая методическая помощь

Меню сайта

Профессиональные блоги

Главная » 2011 » Декабрь » 1 » Методическая разработка внеклассного мероприятия "Гордость и слава Вятской земли"
22:55
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Гордость и слава Вятской земли"
Вступление. 
У Кирова - шестивековая история. Что такое город?
Это здания, площади, улицы, парки, музеи... и люди. Люди, которые создали и создают его славу. На протяжении истории Хлынова-Вятки-Кирова каждый из них своими делами оставил в городе память, которая не забывается и через много лет. Эти люди составляют славу, благодаря им наш город известен по всей России.
Одних уже нет рядом с нами, но их имена с благодарностью вписаны в летопись родного города памятниками, мемориальными досками, названиями улиц, библиотек, музеев.
С 1969г в городе восстановлено Почетное гражданство, бытовавшее до революции. Им отмечаются самые заслуженные горожане, внесшие неоспоримый вклад в то, чтобы приумножилась слава родного города.

К ним относятся такие знаменитые люди, как:
♦ Серебров А.А. - летчик, космонавт СССР, герой СССР;
♦ Сахар С.Б. - заслуженный работник культуры;
♦ Исакова М.Г. - заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР по конькобежному спорту;
♦ Савиных В.П. - летчик-космонавт СССР, дважды герой СССР, доктор технических наук, профессор;
♦ Колчанов А.М. - народный художник РСФСР;
♦ Лиханов А.- писатель, член Союза писателей, председатель Российского детского фонда, академик.



Цели мероприятия:
Познавательный аспект.
1. Вспомнить выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, музыки, науки и техники, литературы, архитектуры и скульптуры, военачальников времен Великой Отечественной войны.
2. Назвать народные художественные промыслы Вятского края.
3. Расширение кругозора студентов.
Воспитательный аспект.
1.Воспитание чувства гордости за историческое прошлое нашего
города и области.
2.Воспитание любви к своему городу и родным местам.
3.Воспитание бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Развивающий аспект.
1.Развитие речи студентов.
2.Развитие умения быстро реагировать и давать правильные ответы за
короткий период времени.
3.Развитие мышления.
4.Формирование умения осуществлять такие мыслительные операции,
как сравнение, выделение главного, систематизация.
5.Создавать условия для формирования информационной,
коммуникативной, социокультурной, учебно - познавательной
компетентностей.

Условия проведения конкурса эрудитов.
1. Конкурс оценивает жюри.
2. Очерёдность ответа команды определяется жеребьёвкой.
3. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд в I туре, 1 минута во II туре,
9 минут на выполнение контрольного теста в III туре.
4. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за половину правильного ответа-0, 5 балла.
5. В конкурсе принимают участие 4 команды.
6. Если команда не знает ответа на свой вопрос, то право ответа предоставляется другим командам.
7. Подведение итогов конкурса.

Конкурс эрудитов начинается с выполнения домашнего задания. Каждая команда представляет себя: название и приветствие. Очерёдность ответа определяется жеребьёвкой.

Конкурс № 1.

Вятский край издавна славился замечательными художниками.

Задания: По описанию творчества определить, о каком художнике идет речь?
(1 мин.)
1.«Лесным богатырем» называли современники этого художника.
Действительно, никто из русских пейзажистов кроме него, не мог с таким
мастерством и размахом воплотить в живопись мощь и красоту русского
леса.
( Иван Иванович Шишкин).
2.Уроженец села Рябово Зуевского района, - известный мастер пейзажа конца XIX - начала XX века. Любовь к Родине и ее природа связана у него с интересом к ее прошлому и родной старине.
В конце 90-х годов основной темой творчества стала история Москвы XII-XIII веков. На эту тему им создано около 100 произведений. (Апполинарий Михайлович Васнецов).
3.Какой художник родом из Истобенска написал известные картины:
«Ленин в Разливе» и «В голубом просторе», «Зеленый шум»?
( Рылов Аркадий Александрович).
4.Особой любовью и признательностью пользуются у народа картины
«богатыря русской живописи», уроженца села Лопьял Уржумского уезда.
Детские его годы прошли в селе Рябово.
С детства полюбивший простого русского человека, художник обратился к изображению народной жизни.
Сказочная тема была центральной в его творчестве.
(Виктор Михайлович Васнецов).

Конкурс № 2.

Вятский наш край издавна славился замечательными художниками
Задание: кисти, каких художников принадлежат эти репродукции?
(на обдумывание вопроса – 1 минута)
№ 1 «Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке».
(А.М.Васнецов).
№2 «Корабельная роща».
(И.И.Шишкин).
№3 «Богатыри».
(В.М.Васнецов).
№4 «Витязь на распутье».
(В.М.Васнецов).

Конкурс № 3

 Корни Шаляпина - в Вятской губернии,
Мать и отец здесь жили.
Вятские дали без края, наверное,
Душу в певца вложили, голосом наградили.

13 февраля 1873г. В семье бывшего крестьянина Вятской губернии Ивана Шаляпина родился сын, которого назвали Федором.
Хотя Ф.И. Шаляпин родился в Казани, своей родиной считал Вятскую губернию.
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист.
Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ.
Имя легендарного певца известно даже тем, кто ни разу в жизни не был в опере.

Задания (на обдумывание 3 минуты)

1. В каких операх пел Ф.И. Шаляпин?
А) «Борис Годунов»;
Б) Риголетто;
В) «Садко»;
Г) «Свадьба Фигаро»;
Д) «Фауст»;
Е) «Опричник»;
2. Каким голосом пел Ф.И. Шаляпин?
А) тенор;
Б) сопрано;
В) бас;
Г) меццо-сопрано;
Д) баритон;
Е) альт;
Ё) фальцет.
3. Какие народные песни исполнил Ф.И. Шаляпин?
А) Дубинушка;
Б) Вдоль по улице метелица метет;
В) Меж крутых бережков;
Г) Комаринская;
Д) Тройка;
Е) Вдоль по Питерской;
Ж) Славное море, священный Байкал.

Показ слайда и прослушивание фрагмента арии Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно в исполнении Ф.И.Шаляпина.

Конкурс № 4

Вятский край издавна славится замечательными изобретателями, учёными.
Показ слайда.

Определить, о каком учёном идёт речь?

1) Уроженец села Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую гимназию, затем Петербургскую медико – хирургическую академию. Двадцати четырёх лет блестяще защитил докторскую диссертацию при кафедре нервных и душевных заболеваний в Петербургской военно – медицинской академии. В центре разносторонних исследований учёного были мозг и психика человека, особенности их заболеваний и методы лечения. Именем учёного названы улицы в городах
Кирове и Нолинске.
(Бехтерев Владимир Михайлович)

2) Уроженец города Яранска, ещё в юности проявлял интерес к познанию природы, мечтал стать агрономом. Закончил естественный факультет Казанского университета, затем поступает в Московский сельскохозяйственный институт и за два года оканчивает его. Назначение на должность агронома получил в Яранский уезд. Здесь, в родных местах, у него зародилась мысль вывести высокоурожайные сорта зерна. Этой благородной цели он посвятил свою жизнь. Именем этого учёного названы улицы в Кирове, Котельниче, Яранске. В 1977 году постановлением Совета Министров РСФСР научно – исследовательскому институту сельского хозяйства Северо – Востока Европейской части СССР присвоено имя выдающегося селекционера.
(Рудницкий Николай Васильевич)

3) Этот учёный являлся научным руководителем Института сердечно – сосудистой хирургии Академии медицинских наук СССР. Он первым в стране удалил у больного поражённое лёгкое. С тех пор операции на лёгких вошли в практику советской хирургии. По инициативе учёного создан Институт грудной хирургии.
Родился в деревне близ города Слободского. Его именем названа улица в городе Слободском.
(Бакулев Александр Николаевич)
4) В начале 1940 года правительство поручило конструкторам создать более совершенный автомат. Испытания нового оружия прошли успешно. Массовое производство этого оружия началось осенью 1941 года. Ведущим по его производству вскоре стал завод имени Лихачёва. Враг приближался к Москве. 7 ноября 1941 года завод был эвакуирован в Вятские Поляны. Через две недели завод был пущен в эксплуатацию. Первые автоматы были отправлены на фронт, где они показали отличные боевые качества. Пять миллионов их выпустили труженики тыла в годы войны.
Именем этого конструктора названы улицы в Вятских Полянах,
Омутнинске.

(Шпагин Георгий Семёнович; ППШ – «пистолет – пулемёт
системы Шпагина образца 1941 года»

Конкурс № 5.

А сколько на Вятской Земле замечательных писателей, поэтов, которых прославляют вятский народ, родную природу; описывают изменения в жизни города и деревни.
Некоторые из них - участники Великой Отечественной войны. Они показывают живые картины трудных военных лет и становление мирной жизни.
1. Начнем с поэзии.
Ваше домашнее задание - прочесть стихи Вятских поэтов.
2. Со многими писателями-прозаиками вы знакомы.
Ваша задача - определить автора и название произведения.
Это отрывок из повести нашего очень известного прозаика. Он долгое время был председателем союза писателей Кировской области.
Тема его повестей и рассказов - вятская деревня в разные периоды.
Зачитывается отрывок из произведения В.Ситникова «Русская печь».
«…Огородами пробежал к нашему заколоченному дому. Продравшись через репейник, заглянул в щель между досок, которыми заколочено было окно, и не узнал нашу избу. Всё серо в ней и как то призрачно. Печь, холодная и неприютная. Вовсе не жива она без огня. Огонь в русской печи – что цветное кино. Смотришь в него, и возникают перед глазами россыпи драгоценных камней. Когда съест всё огонь и мирно уляжется дремать в горячей золе, посвечивают тлеющие угли как звёзды в небе. В такое время сумерничают люди, сидят, не зажигая огня. Кто дремлет, кто рассказывает бывальщину. Дедушка подойдёт к печи, откроет заслонку, вытащит одну звёздочку – уголёк и держит на ладони, пока не прикурит…А теперь вовсе нежилым пахнет изба, наводит тоску. Затопить бы печь, оживить нашу избу»…

Конкурс №6.

А теперь поговорим о городе Кирове, который был назван в 2002году «Культурной столицей Приволжского федерального округа». В нашем городе много памятников архитектуры, скульптуры.
Давайте посмотрим небольшой видео фрагмент.
Задание № 1: назвать памятники, которые вы узнали.

Показ слайдов.
Задание № 2: определить, кому посвящён памятник, где расположен,
чем знамениты изображаемые люди?
1. Памятник у здания художественного музея.
(Братья Васнецовы)
1. Памятник нашему земляку на проспекте.
(С.М.Киров)
2. Памятник маршалу СССР.
(И.С.Конев)
4. Памятник писателю на набережной реки Вятки.
(А.С.Грин)
5. Памятник у главного входа самой крупной библиотеки нашего города.
(А.И.Герцен)

Конкурс № 7.
За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, тысячи воинов - кировчан награждены орденами и медалями нашей Родины. Около 200 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди них маршалы: К.А.Вершинин, Л.А.Говоров, И.С.Конев.
Показ слайда.
Задание: ответить на вопросы:
1. Где родился?
2. В каких военных операциях принимал участие?
3. Как увековечена память?

Конкурс № 8.
Издавна слава о вятских мастерах была общеизвестна, и все, чей путь пролегал через наш город, не уезжали с пустыми руками.
Эти традиции сохранены и сейчас, наш город слывет одним из самых крупных центров народных художественных промыслов России.
На столе расставлены различные предметы народных промыслов.

Задание:
1. Назвать предмет;
2.Определить, из какого материала изготовлен.

Конкурс 9.
Музыкальный.
Студенты исполняют песни о нашем городе, Вятском крае.

Подведение итогов конкурса.

Рефлексия.
1 .Понравился ли конкурс?
2.Что интересного и нового для себя узнали?

Литература:

1.Васенев Н. «На берегах Вятки». Киров, 1971.
2.Вятка. Краеведческий сборник. Киров, 1972.
3.Герои Советского Союза – кировчане. Киров, 1973.
4.История города Кирова. Киров, 1974.
5.История Кировской области. Киров, 1975.
6.Колеватов Н. «Их именами названы». Киров, 1990.
7.Ситников В. «Летние гости». М., 1980.
Категория: Котельникова Т.Б. | Просмотров: 1273 | Добавил: Татьяна
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031