Суббота, 11.05.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Скорая методическая помощь

Меню сайта

Профессиональные блоги

Главная » 2013 » Январь » 4 » Статья "Средства контроля"
17:20
Статья "Средства контроля"

Качественная профессиональная подготовка
обучающихся через средства контроля



Контроль знаний,
умений и навыков, отслеживание результатов успеваемости обучающихся являются
одним из важнейших звеньев учебного процесса. Процесс обучения не может быть
полноценным без учета того, как обучающиеся воспринимают, осмысливают,
запоминают изученное, как применяют знания для решения практических задач.
Ближайшее назначение контроля заключается в том, чтобы установить и оценить,
что и как обучающиеся усваивают, каково их отношение к учебному труду.



Опираясь на данные
контроля, преподаватель намечает и проводит работу, необходимую для прочного
усвоения знаний. Благодаря контролю между преподавателем и обучающимся
устанавливается своеобразная «обратная» связь, дающая возможность управлять
умственными и практическими действиями в ходе обучения.



Специфика контроля и
оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее,
воспитательное и организующее значение.



Важнейшей задачей
контроля знаний, умений и навыков обучающихся является воспитание у них чувства
ответственности в ходе выполнения учебных заданий. Опытные преподаватели
осуществляют контроль таким образом, что он содействует повышению интереса к
учению, помогает углублению знаний, умений и навыков, приучает к регулярному
труду и дисциплине, стимулирует познавательную деятельность.



Контроль знаний,
умений и навыков дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда,
когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю.



Контролируя знания,
умения и навыки обучающегося, преподаватель оценивает их. Оценка должна быть
объективной и справедливой. Контроль знаний, умений и навыков должен
проводиться с учетом индивидуальных особенностей подростков. Результаты учета
успеваемости являются в определенной степени показателем педагогического
мастерства преподавателя, способствуют организации его работы по повышению
качества обучения.



Проведем небольшую
педагогическую рефлексию. Что обычно происходит, когда преподаватель входит в
кабинет и сообщает, что сегодня на уроке контрольная работа? Очень часто группа
начинает показывать свое недовольство, объясняя это тем, что не знали о
проведении этой работы, что не готовы и т.п.



А как чаще всего
реагируют преподаватели на объявление о посещении урока с целью контроля?



Скорее всего,
преподаватель и обучающиеся испытывают при слове «контроль» определенное
напряжение, а может, и стресс. Почему только негативные эмоции вызывает слово
«контроль» и у взрослого и у ребенка?



Глаголы,
характеризующие внутриучебный контроль: не только наблюдать, констатировать,
оценивать, но и диагностировать, исследовать, обучать, помогать, воодушевлять.



Понятие «учебный
контроль» предполагает не только наблюдение, оценивание, но и диагностирование,
исследование, обучение, помощь, то есть современное образование подразумевает
деятельностную, активную роль обучающегося и преподавателя в образовательном
процессе.



Следовательно, ни преподаватель,
ни обучающийся не должны быть отстранены и от формирования способов
внутриучебного контроля, и от критериев оценки собственной деятельности и ее
результатов.



Как организовать в
современных условиях самоконтроль обучающихся? (самоконтроль снимает чувство
тревожности, зная свои недостатки, подросток стремиться их исправить).



 



Методы
самоконтроля



(из опыта
Московской гимназии № 1526)



1.    
Рефлексное портфолио.



2.    
Публичная саморефлексия.



3.    
Тестово-обучающиеся программы.



4.    
Анализ индивидуального стиля обучения  (по Галеевой  Н. Л.)  [1]



5.    
Тестирование по программе «Навигатор» (индекс физического
состояния, общая работоспособность).



6.    
Самодиагностика ценностных ориентаций обучающихся                     (по Юдину Э.Г)  [3]



Для формирования
образовательной компетентности обучающихся преподаватель составляет для них
план изучения темы, раздела, всего курса. Специально разрабатываются тесты. Это
позволяет отследить такие важные качества ведущих предметных компетенций, как
систематичность, действенность, прочность знаний. Подобный план должен быть на
руках у каждого обучающегося, только тогда напряжение у них при контроле будет
автоматически снято, повысится его мотивация к самоконтролю (планирование не
только на год, но и на несколько лет вперед).



Грамотно разработанный
урок может дать хорошие знания, сформировать ЗУН так же точно, как грамотная
дифференцированная система контроля поможет преподавателю проверить результаты
учебной деятельности.



Средства
контроля.



1.    
Тесты, кроссворды.



2.    
Составление вопросов для самоконтроля.



3.    
Заполнение таблицы, вычерчивание схем.



4.    
Составление рефератов, написание аннотации, рецензии.



5.    
Мини-проекты.



6.    
Контрольные работы.



7.    
Семинары.



8.    
КВН, олимпиады.



9.    
Домашняя контрольная работа с последующее коррекцией
преподавателем и анализом деятельности.



10.                      
Рецензирование ответа обучающегося.



11.                      
Выполнение чертежей по профессии.



12.                      
Групповой метод обучения (по Русских Г.А). [2]                   



Дисциплина «Инженерная графика»:



·       
групповое домашнее задание (проверь себя).



Цель: определить уровень своей обученности.



·       
Преподаватель подбирает дидактические материалы
для самостоятельной работы обучающихся, по теме «Стандартные изделия»,
например:



-      
первая группа – болтовое соединение;



-      
вторая группа – шпилечное соединение;



-      
третья группа – винтовое соединение.



Кроме того, каждой группе выдается задание:
«Выполнить сборочный чертёж».



Задание 1.



-      
назвать типы болтов, винтов, шпилек;



-      
перечислить ГОСТы  на эти детали;



-      
дать характеристику деталей и применение их;



-      
сравнить стандартные изделия;



-      
обучающиеся составляют групповой отчет.



Задание 2.



-      
какая взаимосвязь между стандартными изделиями;



-      
какие причины дефектов;



-      
зачем делают отверстия под шплинт у болтов,



-      
как объяснить тот факт, что шпилька имеет с двух
сторон разную резьбу.



13.                      
Работа с текстом.



Прочитай текст:



-      
найти объекты для сравнения, сделать вывод;



-      
составить схему, таблицу;



-      
ответить на вопрос: «Как бы я написал данный параграф
для своих одногруппников»;



-      
нахождение главной мысли в тексте.



Такой контроль и самоконтроль обеспечивают выполнение
стандартов образования, способствуют формированию компетенций: рефлексивной,
информационной, проектной, коммуникативной, социальной.



Литература.



1.    
Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических
занятий по формированию успешности ученика (серия «Методическая библиотека») М:
изд. «5 за знания» 2006.



2.    
Русских Г.А. «Дидактические основы современного урока».
М: 2001.



3.    
Селевко Г.К. Современные технологии обучения.//Народное
образование, 1998, №2, с.108.



4.    
Сериков В.В. «Личностный подход в образовании:
перемена». Волгоград, 1994.



5.    
Юдин Э.Г. «Системный 
подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной
науки». М: Наука 1978 г.

Категория: Чемоданова Т.В. | Просмотров: 337 | Добавил: АннаДемакова
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031